Skip to content

1. НЕРАЗРЫВНАЯ ХРОНОЛОГИЯ В КНИГЕ ОТКРОВЕНИЕ

1

Основное соображение, которое было принято при рассмотрении книги Откровения – пророчество (особенно такое обширное и многоплановое) невозможно правильно понять, если только оно не будет вписано в конкретные временные рамки. И более того, само откровение призывает нас следовать этому пророчеству, и призывает к постоянному обращению к нему – «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко». А это, согласитесь, имеет мало смысла без верного понимания того, о чем в нем говорится. Поэтому вопрос хронологического согласования видений является по сути основополагающим для понимания всей книги. И чтобы разобраться, о каких же событиях говорит эта книга, нам нужно выяснить, о каком конкретно времени идет речь в том или ином видении.
 

Как известно, все пророчество книги состоит из отдельных видений, данных Апостолу Иоанну, и эти видения так или иначе связаны друг с другом.
Но из самой книги Откровение можно более-менее точно определить лишь начало того или иного видения – большинство из них начинается от времени вознесения Иисуса Христа и начала распространнения христианства по миру. Однако одной этой даты явно недостаточно для понимания, ведь в конце концов, видения можно толковать и по-иному, не со времени Иисуса Христа. Т.е. одно лишь знание времени начала не может дать нам полной и достоверной картины для понимания. Во многих видениях имеется также упоминание и о втором пришествиии Иисуса Христа – однако точно определить само это время мы, по известным причинам, не можем. Очевидно для нас только то, что это время еще не наступило. И кроме того, даже и это упоминание не помогает нам дать точное точное толкование событий внутри видений – ведь толкования могут варьироваться с очень большим смещением как в сторону начала пророчества, так и в сторону Второго пришествия.
Т.е. мы видим, что для точной интерполяции книги Откровения на человеческую историю у нас недостаточно данных, и мы не можем давать уверенного толкования всего, о чем говорится в книге, только лишь на основании предполагаемого времени начала видения. Должна быть еще хотя бы одна дата, которая смогла бы увязать все видения в единое целое и дать нам понимание того, о каком времени в них говорится. И уже это поможет нам и в осмыслении собственно содержания этих видений. И такая дата в писаниях имеется. Но только она открыта нам в другом пророчестве, в книге пророка Даниила. Эта дата – время очищения святилища.

2

Имеется несколько толкований относительно того, чем собственно является святилище, когда оно будет очищаться и где оно находится. Мы не будем сейчас разбиратся с каждым из них, определимся только лишь с пониманием святилища как такового, поскольку это базовый термин. Очевидно, что под святилищем нам следует понимать место постоянного нахождения Святого. И очевидно также и то, что на земле такого места, увы, не существует со времен разрушения первого Соломонова Храма. Ковчег завета, на крышке которого восседала Слава Божья, исчез, и нигде более на земле Слава Божья не проявляет Себя видимым образом. Или другими словами, вплоть до настоящего времени святилища на земле не существует и поэтому очистить его невозможно. Так что же получается, пророк Даниил ошибся? Или ему предоставили неверные данные? Нет, ни то и ни другое. Поскольку земное святилище было создано по образцу небесного (см. книгу Исход 26:30), то не трудно предположить, что речь в пророчестве Даниила идет об очищении святилища небесного.
Пророк Даниил открывает нам точное время очищения святилища – через 2300 лет, считая от времени о выходе постановления о восстановлении Иерусалима (см.Дан.8:14). И в этой же книге он дает точное время прихода Мессии. Эту дату знают практически все христиане, поэтому мы не будем останавливаться на ней. Время же очищения святилища, после сделанных несложных рассчетов, приводит нас примерно к 1844 году.
Здесь нам нужно остановиться на некоторое время, чтобы осмыслить эту дату. Для чего нам, собственно, ее открыли? Для того только лишь, чтобы мы увидели, что земное святилище до сих пор не очищено, хотя все возможные сроки давно прошли? Возможно, что и так. Возможно, что это и поможет нам осознать тот факт, что речь идет о святилище небесном. Думается, однако, что открыто не только для этого. Само по себе известие о том, что небесное святилище уже очищено, хотя и интересно, но мало что дает нам практически. Должно быть еще какое-то откровение, чтобы понять, что же нам делать с этим знанием. И вот его-то мы можем найти в книге Откровение. Такое важное событие, как очищение небесного святилища, если оно вообще имеет какой-то смысл для нас, просто не могло бы быть упущенным в Откровении. А если оно там указано, то мы получаем вторую опорную точку во времени, вместе с началом пророчества Апостола Иоанна. А вот теперь значение этой даты просто невозможно переоценить.
И если мы примем, что видения так или иначе увязываются с этими двумя датами – началом времени пророчества и временем очищения святилища – то перед нами предстает совершенно законченная картина того, что будет происходить на земле вплоть до времени явления Господа Иисуса Христа. Конечно же, пророчество Апостола Иоанна простирается намного дальше, более чем на тысячу земных лет после второго пришествия Господа Иисуса Христа. Однако, при всей важности этой информации, нас, по понятным причинам, более всего интересует то время, в которое мы с вами живем. Поэтому давайте вкратце рассмотрим, где и как мы можем увидеть указание на эти две даты в разных видениях.

3

Для начала я предлагаю бегло взглянуть на видение о книге и печатях (главы 5 и 6). Первые четыре печати – краткая история церкви от начала до времени очищения святилища. Пятая печать – время, когда святилище на небесах уже очищено и начался суд над людьми. Именно здесь мы видим ту самую дату 1844год. Шестая печать – описываются события пришествия Господа Иисуса Христа. Седьмая печать – тишина. Время покоя, суббота Господня.
Далее, видение о трубах (глава 8 ). Трубы – это сигнал предупреждения и оповещения о начинающихся военных действиях.
Первые четыре трубы – град, огненная гора, звезда, падшая на источники, и наконец, затмение трети небесных светил – все это результат действия очищения святилища.
И сразу за этим – полет ангела, летящего по средине неба. Полет посреди неба – это символ того, что все живущие услышат эту весть. Как мы увидим далее, и трехангельская весть также будет возвещена подобным же образом. Есть еще одна непрямая аналогия – «Три горя – три вести трех ангелов». Не об одном ли и том же событии говорится в этих двух видениях? я думаю, что об одном и том же.
Пятый ангел трубит – оно же первое горе – дым, вышедший из бездны, который выпустила падшая звезда. Это сатанинские духи, которые сатана выпустил из своей пасти – см. Откр.12:13-15 Шестой ангел трубит – все царства земли собраны воедино, чтобы противостоять Агнцу. Седьмой ангел трубит – царство мира соделалось царством Господа Христа. Далее – покой, суббота Господня.
Следующее видение – видение об двух свидетелях (глава 11). Начало видения приходится буквально на то время, когда Иоанн его получил. Это как бы вспомогательное видение, «видение в видении», но и оно также простирается от начала до второго пришествия. Оно относится непосредственно как к написанному апостолом Иоанном, т.е. к книге Откровения, так и к Библии в целом. Об этом в видении имеется достаточно косвенных указаний – трость, описание храма и святых, и т.д. Само это видение определенного заслуживает отдельного разговора, но сейчас мы рассматриваем его как пример применения принципа хронологической непрерывности.
Собственно, это видение о двух свидетелях является частью большого комплексного видения, оно является своего рода уточнением, обьяснением действий, которые будут происходить во время шестой печати. Зверь, выходящий из бездны, сразится со свидетелями и убьет их. И это будет второе горе. Или вторая ангельская весть, если хотите – «Пал, пал Вавилон».
Как вы уже, возможно, увидели, использование второй опорной точки в виде очищения небесного святилища дает картину намного более полную и понятную, чем это можно было бы видеть без нее.

4

Не могу не упомянуть в этом беглом обзоре и главу 12-ю, хотя бы и кратко. Видение о трубах предшествует 12-й главе книги Откровения, которую по праву можно назвать центральной главой всей книги. Эта глава дает нам обьяснение того, что же все-таки происходит на этой земле и почему это все касается непосредственно каждого из нас. Нигде в Библии мы не сможем найти даже упоминания о некоторых из показанных в этой главе событиях, да еще и в такой полноте, в которой они изложены в 12-й главе книги Откровения.
Здесь, в 12-й главе, дата начала отсчета и дата очищения святилища также прослеживается, и причем довольно ясно, хотя это и не бросается сразу в глаза, как того можно было бы ожидать. Именно поэтому нам особенно важно иметь верное представление о хронологии событий 12-й главы, поскольку от этого напрямую будет зависеть толкование и всех остальных частей книги.
Эта глава уникальна во многих отношениях. Давайте вкратце посмотрим, в чем состоит ее уникальность. Первое, что бросается в глаза – эта глава начинается с видения, которое к людям, кажется, непосредственного отношения не имеет. Жена, облеченная в солнце, рождающая дитя, которое было восхищено к Богу, и дракон, готовый пожрать это дитя, но в итоге вынужденный лишь облизнуться.. Удивительно, но эти образы имеют отношение только к небожителям. Почему же в таком случае нам все это открыто? Второе видение этой главы – “произошла на небе война”. Это еще одно совершенно уникальное событие, нигде более в писаниях ни о чем подобном не упоминается. Совершенно неожиданно в видении называется имя Михаил, безо всяких обьяснений и комментариев. Если придерживаться принципа неразрывности хронологии, то это то самое дитя, которое было восхищено к Богу и о котором шла речь в предыдущих стихах. Но опять-таки, при чем здесь люди? Почему нам это открыто?
Далее мы видим, что дракон и ангелы его не устояли и оказались низверженными на землю. На небесах им места не нашлось. Это тоже уникальная информация, и чрезвычайно важная для понимания всей книги.
Есть небеса. Есть земля. И есть море.
Если иметь ввиду то, что сатана с ангелами просто бежали с небес, и единственное место, где они смогли задержаться, оказалась земля, то легко увидеть следующее – небеса это место обитания Святого и святых. Это то самое святилище, которое должно быть очищено.
Земля – это место обитания греха и грешников. Собственно, именно это обстоятельство и позволило сатане удержаться на земле. И эта весть уже позволяет нам, во-первых, увидеть, почему видение говорит нам о делах небесных, и во-вторых, мы узнаем, что в какое-то определенное время время небо оказалось очищенным от нечистых ангелов и духов. Будет ли слишком смелым предположить, что это и есть обещанное пророку Даниилу очищение святилища? Предлагаю вам самим задуматься над этим.
Мы не будем сейчас подробно разбирать всю эту главу, поскольку ей смело можно было бы посвятить и отдельную книгу.
Сложность этой главы в том, что в этой главе, в разных местах, дважды упомянуто похожее событие и один и тот же срок, на который это событие будет продолжаться – (см. в книге Откровение в 12-й главе стихи шестой и четырнадцатый). Либо это одно и то же событие и упомянуто оно по каким-то причинам дважды в разных местах, либо же, если понимать всю эту главу как хронологически неразрывную, должно произойти два похожих события, но в разное время. Почему для нас это важно? Просто потому, что в одном случае мы имеем в видении вторую опорную точку во времени – очищение святилища, а в другом случае нет. Время падения сатаны с его ангелами тут же смещается куда-то в неопределенность, и мы теряем хронологическую связность всего видения и открываем широкую дорогу для произвольного толкования видений.

Я убежден, что эту главу, как никакую другую, следует рассматривать только хронологически неразрывно. Хотя бы потому, что все видения до этого и все видения после этого также показаны хронологически неразрывно, и поэтому у нас должны быть очень веские основания подходить к этой главе как-то по-иному. И если мы примем эту концепцию, то перед нами предстает следующая картина – сатана и ангелы оставили небеса к 1844 году. После этого дороги назад на небеса для них уже нет, и дракон, увидев явное приближение конца, выпускает из пасти воду как реку. Или же, как описано это же событие в видении о трубах, дым из бездны. Либо же, как описано это же событие в последующем видении о чашах гнева Божия, выпустил из пасти сатанинских духов, подобных жабам. Фактически все эти образы разными словами говорят об одном и то же событии. И видение говорит, что святые не приняли этих духов, и на фоне всей земли они оказались явно видимыми, примерно как три еврейских юноши, оставшихся стоять в то время, когда все царство пало на колени перед истуканом в Вавилоне. И именно это событие и позволило дракону определить, где находится семя жены и вступить с ними в брань.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ

Как мы видим, при использании принципа неразрывной хронологии картина получается логически законченой, единой для всех глав и вполне вписывающейся в общий исторический процесс.
Но если мы посчитаем ненужным придерживаться принципа непрерывной хронологии, то мы тут же прийдем к традиционному адвентистскому толкованию, в котором время очищения святилища хоть и определено по пророчествам Даниила, но однако полной и цельной картины оно нам, тем не менее, не дает.
Т.е. мы тогда получаем событие, которое хотя и может в какой-то степени служить подтверждением правомерности существования движения АСД – но к сожалению, и ничего более этого.

Если мы пренебрегаем принципом хронологической непрерывности, мы упускаем и делаем невозможным для рассмотрения нечто определенно важное – понимание того, что ожидает церковь Божью в самом конце времен.


 

Trackbacks

No Trackbacks

Comments

Display comments as Linear | Threaded

No comments

Add Comment

Standard emoticons like :-) and ;-) are converted to images.
Enclosing asterisks marks text as bold (*word*), underscore are made via _word_.
E-Mail addresses will not be displayed and will only be used for E-Mail notifications.

To prevent automated Bots from commentspamming, please enter the string you see in the image below in the appropriate input box. Your comment will only be submitted if the strings match. Please ensure that your browser supports and accepts cookies, or your comment cannot be verified correctly.
CAPTCHA

Form options